ШКОЛА ПОНОМАРСКОГО ИСКУССТВА ПРИ СВЯТО-ЕКАТЕРИНИНСКОМ ХРАМЕ

По благословению настоятеля Свято-Екатерининского храма г. Симферополь протоиерея Игоря Зубковича при образовательном центре храма действует "Школа пономарского искусства"
Для обучения приглашаются мальчики, юноши и мужчины православного вероисповедания от 9 лет и старше, к группе можно присоединиться.

В рамках программы будут рассмотрены следующие темы:
- послушания алтарника;
- устройство храма и святого алтаря. Священные предметы
- церковнославянский язык (письменность, чтение и числа)
- богослужебные книги
- богослужения суточного круга. (Вечерня, утреня, повечерие, часы) и др.
Полученные знания и навыки помогут подготовиться к поступлению в Таврическую духовную семинарию и служению на благо Святой Православной Церкви.
Преподаватель: чтец Свято-Екатерининского храма, Николай Глухов.

Занятия проводятся по субботам с 10 до 11 часов после завершения Божественной литургии, молебна, панихиды.
Адрес: Республика Крым, г. Симферополь, ул. 60 лет Октября, д. 16/98, занятия проходят в самом храме.
Телефон для записи и консультаций +79785033682 (Николай).

Понома́рь (от греч. παραμοναριος (парамонариос) — приставник, парамонарь) —
1) алтарник, помощник священнослужителей при богослужении;
2) в раннехристианские времена и сейчас в некоторых монастырях — лицо, в обязанности которого входило наблюдать за храмом (не допускать в него неверных, отлученных и др.), поддерживать храм в порядке, запирать и отпирать его в надлежащее время, возжигать свечи и т. п.
Со временем в Русской Православной Церкви переиначенное греческое слово «пономарь» вытеснило оригинал и стало широко употребляться.

Изначально пономарство как явление возникло в древней Церкви в связи с Ее непростым полулегальным-полуподпольным положением. За проведение богослужения можно было оказаться арестованным римскими властями, вызвать гонения иудействующих или народный языческий бунт. Кроме того, христиан было тогда в разы меньше, чем язычников, потому приходилось следить за приходящими и причащающимися людьми.

Вот почему контроль за храмовыми дверями являлся не только символическим, но реально важным делом. Из среды верующих избирались благочестивые мужчины, способные выполнять функцию охранников молящихся от нападения и контролируемых, чтобы оглашенные или находящиеся под епитимьей христиане покидали храм до начала Литургии верных.

Со временем и особенно после Миланского эдикта, подписанного святым равноапостольным императором Константином в 313 году, Церковь получила официальный статус и была избавлена от гонений. Не нужно уже было так охранять вход в храм. Пономари начинают выполнять другие функции, связанные с помощью священнику в алтаре, особенно в служении Литургии.

Пономари читают Богослужебные тексты, выходят со свечами на малый и Великий входы, символизируя в этот момент Ангелов, возжигают лампады перед Богослужением и гасят их после окончания службы, подают кадило, греют воду на «теплоту» для Таинства Евхаристии, готовят утварь и священнические облачения, следят за порядком в храме во время службы. Также пономари часто выполняют обязанности чтеца. Особенно в чтении Апостола, «шестопсалмия», паремий. Выполняют и другие функции. Например, уборщика в алтарях между службами. Потому их стали еще называть свещеносцами, кандиловжигателями, алтарниками.
Служение пономаря позволяет священникам проводить службу чинно и без суеты. Пономарское служение нельзя назвать лёгким, оно требует от человека особенной мобилизации душевных и телесных сил не только за Богослужением, но и при его подготовке, а также после окончания службы.

Ранее над пономарями совершали специальный чин хиротесии. Этот чин предусматривает также возложение на поставляемого архиереем рук. Но без совершения Таинства Священства. Потому чин хиротесии совершается не возле престола, а на середине храма.

Но сейчас чин хиротесии применяется преимущественно для поставления в чтецы и иподиаконы. Для того чтобы получить право стать пономарем, достаточно благословения настоятеля храма.

В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре (с греческого языка переводится как «стих», «строка», «прямая линия»). Стихарь представляет собой аналог священнического подризника. Он выглядит как прямая длинная рубаха почти до пяток. Стихарь может быть любого цвета, используемого в богослужебных облачениях. Сзади на спине обычно на стихаре вышивается крест. Стихарь – символ чистоты – нравственной и телесной, которую должен иметь человек, вступающий во Святое Святых – алтарь, место обиталища Бога.

Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Между ними разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии; второй же нет. Он не имеет права совершать богослужения самостоятельно, прикасаться к Престолу и жертвеннику.

Значение толкового пономаря во время богослужения очень трудно переоценить. Во время одной диаконской хиротонии митрополит Антоний Сурожский назвал диакона хранителем священнической молитвы. Это действительно так. Диакон возглашает ектении, подает кадило и пр., единственно для того, чтобы в материальном плане «разгрузить» священника. Ведь он должен предстоять у Престола Божия, ходатайствуя за народ перед Богом. И для этого ему нужно полностью, максимально сосредоточенно углубиться в молитву.

В приходах, где нет диаконов, функцию хранителя священнической молитвы выполняет пономарь. Он берет на себя материально-техническую часть: возжигания лампад, разжигания кадила, приготовления просфор, воды и вина и т. д. для того, чтобы душа священника смогла всецело предаться молитве и творить ее с Божьей помощью для спасения вверенных ему людей.

Потому, конечно же, пономарь (мужчина ли, отрок ли, дитя), углубляясь в Церковь, углубляясь в алтарь, несет равноангельское служение, помогающее творить самое важное дело на Земле – святую Литургию – Таинство, освящающее-обожающее нас и служащее для нашего спасения.

Со временем каждый пономарь начинает чувствовать себя в Алтаре «как рыба в воде», и в этот момент главное — суметь сохранить чувство благоговения перед святостью Алтаря, места особого присутствия Бога. А для этого о высоте своего служения необходимо помнить и в повседневной жизни, когда мы не находимся в храме или возле Престола.
скачать dle 11.1смотреть фильмы бесплатно

-->