19 АВГУСТА. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
За богослужением совершается освящение винограда и плодов.
Преображение Господне
В этот день вспоминается явление Спасителя еще во время Своей земной жизни в Божественной славе трем избранным ученикам. Иисус Христос взял Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору. Этой горой традиционно считается Фавор в Южной Галилее, но ряд исследователей склоняются к более высокой точке, находящейся севернее, — горе Ермон. На вершине горы Христос преобразился перед учениками: «И просияло лицо Его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:12). «И вот два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:30—31). «И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Мк. 9:7). Так впервые Спаситель засвидетельствовал ученикам в полной мере о Своей Божественной природе.
Установление праздника Преображения Господня
По древнему преданию Господь преобразился за 40 дней до Своих страданий, поэтому Преображение Господне должно было бы праздноваться в феврале. Но Святая Церковь перенесла его на август потому, что празднование в феврале приходилось бы на дни святой Четыредесятницы, что было бы несовместимо с великопостным служением и печальным временем поста и покаяния, изображающим собою настоящую многобедственную жизнь, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собою будущий век. 19 (6) же августа именно, а не в какой-нибудь другой день, Преображение Господне празднуется потому, что 27 (14) сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается воспоминание Страстей Христовых; а так как Преображение было за 40 дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня ровно 40 дней, установили, чтобы Преображение Господне праздновалось 19 (6) августа, так как от 27 (14) сентября до 19 (6) августа ровно 40 дней.
Предание о Фаворе как горе Преображения
Преображение Господне пред тремя апостолами — Петром, Иаковом и Иоанном Богословом — произошло на некоей горе, не названной в Евангелии. Но, по церковному преданию, это было на горе Фавор в Галилее, что отражено в богослужебных текстах и святоотеческих толкованиях. Нетварный свет, который видели ученики, святитель Григорий Палама (XIV век) называет не просто светом Преображения, но светом Фаворским: «Свет Фаворский был Светом Божественным!» В Ветхом Завете псалмопевец Давид пророчествовал о славном предназначении Фавора: «Фавор и Ермон о имени твоём возрадуются» (Пс. 88:13). Как поясняет преподобный Исихий Иерусалимский (2-я пол. IV в. — ок. 451): «Поэтому и говорится, что оба они радуются о имени Его: первый — как удостоившийся воспринять такое таинство, второй — как получивший благословение от своего соседа».
Святитель Григорий Палама о Преображении Господнем
Великое зрелище Света Преображения Господня есть тайна восьмого дня, то есть будущего века, имеющего открыться после погибели сотворённого в течение шести дней мира. Везде присутствует Царь всяческих и везде — Царствие Его, так что пришествие Царства Его не обозначает перехода его с одного места на другое, но откровение его силой Божественнаго Духа, потому и сказано: «[Царствие Божие] пришедшее в силе». И эта сила явится не просто обыкновенным людям, но стоящим с Господом, то есть утверждённым в вере в Него и подобным Петру, Иакову и Иоанну… Свет Преображения Господня не рождается, и не исчезает, и не подлежит чувствовательной способности, и, хотя он был созерцаем телесными очами в течение краткого времени и на незначительном верху горы, но и таинники (ученики) Господа на то время перешли от плоти к духу посредством изменения чувств, произведённого в них Духом, и таким образом увидели, чем и насколько облагодетельствовала их сила Божественного Духа, этот Неизреченный Свет.
Молитвословия
Тропарь праздника Преображения Господня
глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.
Кондак праздника Преображения Господня
глас 7
На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистинну Отчее сияние.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем пречистыя плоти Твоея/ преславное// преображение.
Молитва Преображению Господню
Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.
-->